1. без Библии 2. с Библией |
Урок 9. Знамение завета |
|
Комментарий для учителейЦель учителя1. Объяснить происхождение субботы. 2. Показать, что суббота существовала до завета на горе Синай. 3. Показать, что суббота — это знамение завета. План урокаI. Сотворение субботы. II. Значение субботы. III. Суббота как знамение завета. КомментарийСубботу можно понять, лишь изучив истоки ее появления. Глагол «почить», употребленный в Быт. 2:3, это перевод древнееврейского слова «шаббат» (покоиться; праздновать; прекращать, воздерживаться от работы; положить конец; отдыхать; завершать; соблюдать, хранить покой). Интересно отметить, что этот глагол напрямую связан с соблюдением еженедельного «шаббат» (субботы, субботнего покоя). Прочитайте Лев. 25:2. I. У истоков субботыИзначально (см. Быт. 2) для Адама и Евы не было необходимости в повелениях относительно греха, потому что самого греха в них еще не существовало. С другой стороны, «Закон божий существовал еще до сотворения человека, в противном случае, проступок Адама и Евы не был бы грехом» (Е. Уайт. «Знамения времени», 14 марта 1878 г.). Это видно из предостережения, которое Бог дал первым людям относительно запретного плода (см. Быт. 2:16, 17). Авторитетный пример соблюдения субботы, который подал Адаму Его Отец, был больше, чем заповедь. Сотворенный сын должен был последовать примеру своего Отца. Таким образом, еще со дней Творения и задолго до появления израильского народа суббота осталась в вечности незабвенным памятником Христу — Создателю Вселенной и ее Господу (см. Мф. 12:8; Мк. 2:28, Ин. 8:58). Следовательно, «шаббат» (суббота) выполняет скорее космогоническую, чем теологическую функцию. Она демонстрирует отношение Яхве, Бога-Творца, к Своему творению. В сущности, Яхве поставил печать Своей Божественности на этом дне, сделав его вечным напоминанием Своей непреходящей роли как Образователя Вселенной. И, почив в седьмой день, Он Своим Божественным примером заповедал субботу для вечности. «Суббота — это остановка во времени, придающая сил. Она действует по принципу: шесть дней плюс один. Шесть дней для труда и один для отдыха... Яхве, как дирижер космического оркестра, написал эту симфонию во времени музыкальным размером 6/7. Раз, два, три,четыре, пять, шесть — пауза!» (Чарльз Брэдфорд,с. 58). «Суббота, о которой говорится в четвертой заповеди, была учреждена еще в Едеме» (Е. Уайт. «Духовные дары», т. 3,с.295). II. Суббота в период до Синая«Проповедники-миссионеры обнаружили принцип соблюдения субботы среди африканских народов... В. Олифант, церковный деятель начала двадцатого столетия, трудившийся в Африке, отмечает, что „в Эфиопии суббота соблюдается со Дней Нимрода, около 2140 г. до н. э. (см. Быт. 10:8, 9), т. е. за семь столетий до рождения Моисея... Африканцы, проживающие на территории Эфиопии, святили субботу со дней царствования Нимрода, сына Куша"» (Чарльз Брэдфорд, с. 26). III. Знамение завета «Суббота — это знамение завета „между Мною и вами в роды ваши" ( Исх. 31:13). Сравните с Иез. 20:12. Человек, соблюдающий субботу, свидетельствует тем самым о своих искупительных отношениях с Богом. В качестве знамения суббота наделяет верующего знанием о том, что Господь — это его Бог завета. Она также указывает на то, что Господь «освящает» Свой народ (см. Лев. 20:8; 21:8; 22:32; Иез. 37:28)... Субботу можно рассматривать как знамение и в другом смысле. Она служит признаком, указывающим верующим других конфессий или людям, которые не соблюдают субботу, на то, что между Богом и народом, поклоняющимся Ему в этот день, существуют особые отношения» (Г. Хазел. «Завет, основанный на Его крови», с. 93,95). (См. также Исх. 32; Втор. 5:15). IV. Знак освященияСуббота Творения — это воистину Божье святилище, расположенное во времени. Другими словами: «Вложив все самое лучшее в Свое Творение, Яхве провозглашает, что оно „хорошо весьма" ( Быт. 1:31). Затем Он, непревзойденный Мастер Творения, создает из материала времени нечто особенное — субботу — кафедральный собор во времени, дар Его щедрой души, выложенный из часов и минут на скрижалях вечности. Следует заметить, что Бог создает сначала не субботу, а уж затем человека, наоборот, Адам и Ева получают из Его рук особенный дар, субботу, на следующий день после своего рождения» (Чарльз Брэдфорд, с. 51). См. также Иез. 20:12, 20. V. «Помни день субботний...»«Израиль слишком хорошо знал нравы своих соседей, что облегчало миссию пророков... Нельзя обойти стороной тот факт, что по вечерам у костра старцы рассказывали детям о днях Творения и, конечно же, о субботе — том дне, на который указывали все остальные. Это грандиозное событие наложило свой отпечаток на коллективное сознание первобытных народов, так что знание о субботе могло выветриться у них из памяти только в результате их противления Богу-Творцу. Вот почему заповедь о субботе начинается словом „помни". Суббота всегда будет указывать на события Творения (см. Исх. 20:8—10). Если сегодня Яхве повелевает нам помнить день субботний, значит, некогда в прошлом Он впервые изрек повеление о его соблюдении. В самом деле, это повеление впервые открывается в духовном опыте, полученном Израилем в пустыне, когда в течение шести дней Яхве посылал странникам манну, а в седьмой, субботу, они не находили ее. Действительно, до событий на горе Синай Бог не дает повеления помнить день субботний... Слово „помни", начертанное на скрижалях завета, указывает на то, что эта заповедь уже давалась ранее, и нет необходимости повторять ее снова» (Чарльз Брэдфорд, с. 80). В заповеди употребляется слово «помни», потому что мы должны предстать перед Господом субботы в этот день. Соблюдая субботу, мы тем самым склоняем головы в признании Божьих свершений, а не полагаемся на наши собственные достижения. Это значит, что мы оставляем всякое беспокойство по поводу собственных нужд и проявляем заботу о нуждах окружающих людей... Это значит, что мы забываем о собственном „я" и о своих эгоистических интересах, чтобы, подобно Марии, оказать радушный прием особому гостю — Христу» (Сэмуэл Баккиокки. «Божественный покой и человеческое сметение. Теологическое исследование Благой вести о субботе для наших дней», с. 99). Тексты для исследования: Быт. 2:2, 3; Мф.12:1—8; Откр.14:71. Многие верующие, которых волнуют вопросы духовной жизни, приходят к выводу о том, что желательно посвящать Богу один день в неделю. Правда, есть и такие, которые утверждают, что они посвящают Богу каждый день своей жизни. Какие доводы можно привести в пользу того, что Бог заинтересован в соблюдении нами не просто любого дня, но именно того, который Он Сам определил? 2. Наши современники тратят огромное количество времени и средств на всякого рода развлечения и то, что помогает им «отвлечься». Чем субботний покой, который, согласно Библии, должен быть для нас «отрадой», отличается от мирского ублажения себя всевозможными развлечениями и острыми ощущениями? 3. Бог не нуждается в отдыхе, поскольку, исходя из того что мы о Нем знаем, Ему не свойственно ощущение усталости в нашем понимании этого слова. Однако Библия сообщает, что Бог посвятил седьмой день Творения отдыху. Почему Богу понадобилось приостановить на время Свою деятельность и «отдохнуть»? 4. В Библии говорится (см. Исх. 31:13), что суббота — это знамение верности Израиля и нашей верности Богу. Как вы думаете, может ли соблюдение нами субботы возыметь порой действие, обратное тому, которое Бог задумал о субботе как дне покоя? Как нам обрести уверенность в том, что характер нашего соблюдения субботы соответствует Божьему замыслу? 5. Каким образом соблюдение субботы свидетельствует о совершенной уникальности нашего Бога по сравнению с другими богами или предметами, которым люди поклоняются? Личное благовествованиеОни облекаются в черную одежду, красят волосы в черный цвет и укладывают их вопреки законам земной гравитации. На фоне черного цвета выделяется только серебряный крест с изображением распятия. Их лица покрыты белым гримом, а губы и глаза обведены черным контуром. Эти люди называют себя готами. Они представляют собой резкий контраст с живописной пестротой окружающего их мира и выглядят так, как будто сошли с подмостков какого-то жуткого модного шоу. В этих одеждах среди них трудно отличить мужчин от женщин. Одежда, которую носят готы, представляет пародию на ритуальный стиль одежды и наводит на печальные мысли о смерти и похоронных процессиях, а белый грим на лицах напоминает о покойниках или неизлечимо больных людях, стоящих на краю могилы. По какому же поводу готы надевают на себя весь этот траур? Как объяснил предводитель готов Нью-Йорка: «Стиль готов олицетворяет собой отделение и уход от общества и от Бога... В первую очередь, он символизирует печаль отделения от этого мира» (Том Бодуэн. «Виртуальная вера», с. 104). Готы отделяют себя от мира при помощи одежды и косметики. Что отделяет вас как христианина от этого мира? Может, вам помогает отделиться от мира высокий забор вокруг вашего дома? Или с этой целью вы воздвигаете вокруг себя стену молчания, когда выходите на улицу или едете в автобусе? А может быть, вы считаете, что отделяетесь от мира, посещая раз в неделю церковь? Отделяет ли вас от мира ваше отношение к людям, образ жизни, религиозность или соблюдение субботы? Что отделяет вас от этого мира? Каким образом уход от мира может стать как положительным, так и отрицательным свидетельством? От теории к практикеЗакон Божий повелевает святить день субботний и воздерживаться в этот день от всякой работы. Иудеи очень серьезно относились к этой заповеди. Фарисеи и учителя закона несение ноши считали работой. Во избежание превратного понимания они точно определили, что считается «ношей»: пища, равная по весу сушеной смокве; количество вина, вмещающееся в кубке; глоток молока; количество меда, достаточное для врачевания раны, и так до бесконечности... Вопросы для размышления1. Имея столько различных ограничений, можно только догадываться, сколько времени у людей уходило на споры о том, позволительно было ближнему делать что-то в субботу или нет. Не наступаем ли мы порой на те же грабли законничества, что и древние иудеи? В чем заключается опасность такого буквоедства? Обоснуйте свой ответ. 2. Уильям Баркли как-то заметил, что если вера человека полностью или большей частью сводится лишь к соблюдению внешней стороны религии, то это не вера, а самообман. Не правда ли, довольно легко спутать глубокую набожность (тесную связь верующего со Христом) с внешней религиозностью? Какую опасность таит такое смешение? Существует ли опасность того, что Церковь христиан адвентистов седьмого дня может попасть в эту западню? 3. Во времена Ветхого Завета практика соблюдения субботы иудеями создала им репутацию ленивых людей. Исходя из того, как вы соблюдаете субботу, считают ли окружающие люди вас просто исполнителями Закона или видят в этом выражение вашей любви к Богу? Какова разница между этими двумя характеристиками соблюдения субботы? Вопросы для закрепления1. Христианство стало бы очень «легкой» религией, если бы для того, чтобы стать хорошим христианином, человеку достаточно было бы соблюдать субботу или придерживаться каких-либо других внешних сторон религиозности. Сводится ли соблюдение вами субботы лишь к внешним ограничениям? Или же суббота для вас — день укрепления отношений со Спасителем? 2. Новый завет является чем-то вроде договора между Богом и вами, основанным на тесных отношениях. Суббота — это лучшее время для укрепления этих отношений. В таком случае становится очевидным, что соблюдение субботы играет важную роль в отношениях завета. Подумайте, каким образом можно восстановить субботнюю святость и отраду как на личном, так и на коллективном уровне? 3. Используя субботу в качестве барометра, проанализируйте, основывается ли ваша религиозность на ритуалах или же на отношениях со Христом. Как соблюдение субботы Иисусом Христом отражает Его отношения с Небесным Отцом? Подумайте, не назрела ли необходимость произвести некоторые перемены в том, как вы лично святите субботу? ЗаключениеСуббота — это не просто день недели. Суббота — это осуществление в реальном времени обетования полнокровных и глубоких отношений с Богом. Это день, когда мы откладываем в сторону все свои дела и посвящаем время укрепляющему дух и тело общению с Ним. |